× Компания Каталог Новости Вакансии Профиль Производители Контакты Доставка Тех.поддержка

Сегодня - Международный день светофора!

  • 05.08.2019
  • 178

Сегодня мир отмечает Международный день светофора. Праздник был учрежден ООН и отмечается 5 августа. В этот день был смонтирован первый электрический светофор, ставший предтечей современных светофоров.

день светофора, светофор

Случилось это в американском городе Кливленд 5 августа 1914 года, где на перекрестке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы Американской светофорной компанией были установлены первые 4 светофора конструкции Джеймса Хога. Светофоры имели два сигнала, красный и зеленый, и управлялись вручную специально обученным полицейским, для которого на этом же перекрестке была оборудована стеклянная будка. Помимо светового сигнала первые светофоры были оборудованы и звуковым сигналом, как современные пешеходные светофоры. Правда, в то время звуковые гудки были предназначены не пешеходам, а водителям, дабы привлечь их внимание к диковинке.

день светофора, светофордень светофора, светофор

Бытует также мнение, что первые светофоры, как и первые официальные правила дорожного движения, родились еще 9 декабря 1868 года в Лондоне. Но, если разобраться, то были обычные семафоры, которые Джон Пик Найт приспособил для регулировки движения транспорта по загруженным улицам Святого Георга, Парламентской и Бриджстрит возле Вестминстерского дворца, где заседает британский Парламент. Механические устройства управлялись вручную констеблями или слугами в ливреях и положением стрелок разрешали либо запрещали движение потока лондонских кебов, дабы уважаемые лорды могли перейти через улицу к Букингемскому дворцу или к Вестминстерскому аббатству, не рискуя быть раздавленными. В ночное время семафоры подсвечивались поворотными газовыми фонарями со стеклами красного и зеленого цвета.  Проработав меньше месяца, один из фонарей взорвался, ранив управлявшего семафором констебля. От многообещающей идеи отказались.

Впрочем, принцип семафора родился еще в древней Месопотамии в XVI веке до нашей эры. Великий правитель Междуречья Хаммурапи был настолько раздражен бесконечным потоком колесниц и повозок, денно и нощно загромождавших все подходы к царскому дворцу в Вавилоне, что был вынужден запретить сие безобразие величайшим указом. Специально обученные рабы круглосуточно регулировали движение на прилегающих к дворцу улицах. Ночью для регулирования использовались плошки с горючими составами, дававшими при горении красноватое либо зеленоватое пламя. Поднимая одну или другую плашку, раб-регулировщик разрешал либо запрещал движение.

Тот же принцип использовался на улицах древнего Рима. Некто Гай Юлиевич Цезарь, расправившись в ходе гражданской войны с Гнеем Помпеем Великим и его последователями, усмирив Испанию, Грецию, Понт Эвксинский и Египет, вернулся в Вечный Город и провозгласил себя диктатором и пожизненным консулом. Но вместо наслаждения заслуженным диктаторским отдыхом великий покоритель Галлии и Британии, Испании и Африки, Азии да и, собственно, самого Рима был вынужден с головой погрузиться в коммунальные проблемы Вечного Города. Населенный в то время более, чем полумиллионом только свободных граждан, не считая рабов, центр притяжения империи с 50 миллионным населением, Рим в то время представлял собой коммунальный ад и особенно в плане организации дорожного движения. Диктатор ввел (первые в мире) правила дорожного движения. Среди прочего, на улицы Рима вышли с красными и зелеными флажками регулировщики из числа бывших пожарных и ветеранов-легионеров.

Впрочем, хватит о семафорах. Первым конструкцию электрического светофора предложил в 1912 году Лестер Вайр, полицейский из Солт-Лейк-Сити, но воплотилась вживую идея только через два года в Кливленде и быстро завоевала улицы американских городов. В 1920 году в Детройте и Нью-Йорке появились первые трехцветные светофоры. Авторы идеи, Джон Гаррис и Уильям Поттс (кстати, также бывший полицейский), учли реальный опыт эксплуатации двухцветных светофоров и настояли на необходимости введения в конструкцию дополнительного «промежуточного» сигнала.

день светофора, светофордень светофора, светофор

Кстати, принцип автоматического управления светофором без участия человеком был разработан Эрнстом Сиррином из Чикаго еще в 1910 году для механических семафоров, откуда перекочевал и в электрические светофоры. В 1917 году в Солт-Лейк-Сити была впервые смонтирована система из 6 синхронизированных светофоров. Впрочем, она управлялась вручную. Полностью автоматическая система, объединяющая сеть светофоров, заработала в Хьюстоне в 1922 году.

Итак, 5 августа было объявлено ООН Международным днем светофора. Но вовсе не из-за первого светофора в Кливленде, а по дате первого патента на полностью автоматический светофор. Совпадение? В 1923 году, 5 августа, американец Гэррэт А. Морган запатентовал свой светофор. Им двигала идея справедливости. «Назначение изделия состоит в том, чтобы сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны автомобилиста»,— сказано в его патенте. Шутники перефразировали известную пословицу: «Бог создал автомобилистов, а Гэррэт Морган сделал их равными». Кстати, благодаря патенту Моргана General Electric стала монополистом в производстве светофоров в США, а сам он – одним из первых в стране чернокожих миллионеров.

день светофора, светофордень светофора, светофор

Довольно быстро новшество перешагнуло Атлантику. В 1922 году первые трехсигнальные светофоры засветились на перекрестке Риволи и Севастопольского бульвара в Париже и на Штефанплатц в Гамбурге. Еще четыре года понадобилось консервативным британцам, прежде, чем они подали питание на первый электрический светофор в Лондоне, на Пиккадилли. Еще через год в Вулвергемптоне заработали первые в Британии автоматические светофоры. В далекой Австралии первый светофор прописался в 1928 году в Мельбурне на углу Коллинз и Суонстон.

Остается добавить, что первый пешеходный светофор появился в Нью-Йорке в 1958 году. Торонто стало первым городом с компьютеризированной системой управления дорожным движением и произошло это в 1963 году. А первые светофоры с обратным отсчетом появились во Франции, причем сравнительно недавно – в 1998 году. Табло обратного отсчета было выполнено на светодиодах. Впрочем, к тому времени светодиодные технологии уже вовсю завоевывали свое место на дорогах и городских улицах.

день светофора, светофор

В СССР первый светофор появился в 1930 году в Ленинграде на перекрестке Литейного и Невского (в то время Володарского) проспектов.  Менее года понадобилось москвичам, чтобы обзавестись своим первым светофором, на перекрестке Петровки и Кузнецкого моста. Третьим советским городом, счастливым обладателем светофора, стал Ростов-на-Дону.

Невероятно, но Советы и в этом деле умудрились пойти «своим путем». Верхний сигнал первых советских светофоров был синим, нижний – красным. Средний – желтым либо белым. Синий сигнал применялся когда-то и в Японии, где до сих пор, несмотря на то, что синий давно поменяли на зеленый, в разговорном языке разрешающий сигнал светофора по-прежнему называется «синим». Хотя это и можно оправдать особенностью японского мировосприятия, в котором зеленый считается не самостоятельным цветом, а оттенком синего. Чем объяснить цветовую чехарду в первых советских светофорах – остается только догадываться.

день светофора, светофор

Первый светофор в Украине появился в 1936 году в Харькове. Город с 1919-го по 1934-й «исполнял обязанности» столицы УССР и в 1936 году де-факто все еще оставался главным городом Советской Украины, хотя правительство к тому времени и переехало в Киев. Неудивительно, что новшество первым запустили именно в Харькове. Доподлинно неизвестно точное место прописки первого украинского светофора, ориентировочно он был установлен в районе железнодорожного вокзала. К тому времени в Советском Союзе уже додумались поменять синий сигнал на зеленый, но порядок расположения по-прежнему оставался перевернутым. И только с 1959 года, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, цвета светофоров начали располагать в привычном нам порядке.

В наше время Украина не имеет особых барьеров в общении с остальным миром и, соответственно, не отстает от общемировых трендов, например в управлении дорожным движением. По данным ГАИ в нашей стране в эксплуатации находится более 4,5 тысячи светофоров. Наибольшее количество устройств сосредоточено в Киеве, второе место прочно удерживает Одесса. Сегодня идет динамичный процесс замены устаревших ламповых светофоров на современные светодиодные, интегрированные в развитые системы управления дорожным движением. Немалый вклад во внедрении инноваций вносит Компания СЭА. Ориентируясь на мировые тенденции и руководствуясь требованиями мировых норм и стандартов Компания СЭА с 2007 года занимается разработкой и производством современной высокотехнологичной светофорной продукции, которая изготавливается на базе собственного производства светофоров с использованием современного оборудования и новейших технологий.

 

Компании СЭА - 25 лет!За дополнительной информацией и по вопросам приобретения светофоров и технических средств управления дорожным движением обращайтесь в центральный офис производителя - Компанию СЭА, г. Киев, тел.: +38 (044) 291-00-41; info@sea.com.ua


Top