Ежегодно 5 августа в мире отмечают День светофора – день, посвященный одному из важнейших изобретений по безопасности на дорогах. Светофор – это больше, чем просто три цвета. Это порядок в движении, защита жизни и одновременно инструмент развития городской инфраструктуры.
Именно поэтому приятно отмечать, что Украина уверенно шагает в ногу с передовыми странами Европы, постоянно совершенствуя свои стандарты и подходы к организации дорожного движения.
С 1 мая 2025 года в Украине вступил в силу новый стандарт ДСТУ 4092:2024, который окончательно гармонизирует украинские светофоры с европейскими техническими нормами. В то же время, он не является простой копией европейских требований – Украина адаптировала и усовершенствовала подходы с учетом собственного опыта и практики.


Как и в странах ЕС, кроме основных технических норм (EN 12368, EN 50556), в Украине действуют дополнительные национальные стандарты, детализирующие формы стрелок, порядок отображения цвета, использование таймеров и требований к устройствам звукового сообщения. Однако в отличие от многих стран ЕС, Украина в некоторых вопросах пошла дальше и внедрила практические решения раньше.
Основные изменения в ДСТУ 4092:2024
Новый зеленый сигнал – изумрудный
Зеленый цвет сигнала будет изменен на яркий изумрудный (с синеватым оттенком), который лучше виден на фоне дневного неба. Это отвечает последним требованиям Венской конвенции и практике большинства стран ЕС.
Новые стрелки – шевроны
Вместо классических сплошных стрелок вводятся сегментированные («срезанные») шевроны, более заметные издалека и легче воспринимаемые водителями.
Велосипедные светофоры
Впервые на нормативном уровне закреплено использование специальных линз с пиктограммой велосипеда — для обеспечения безопасности велодвижения, как давно реализовано в Германии, Дании и Нидерландах.
Обязательные таймеры обратного отсчета времени
Для пешеходов и водителей светофоры обязаны показывать время до смены сигнала. Такие решения в Украине использовались еще до появления требований в некоторых городах ЕС, в частности, в Польше, Чехии, Хорватии.
Устройства звукового сопровождения
Звуковые сигналы для людей с нарушением зрения стали обязательным элементом на светофорах. При этом в Украине создали собственные типы ПЗС, которые более эффективно срабатывают в городских условиях — без копирования западных аналогов.
Почему украинский подход один из лучших?
Несмотря на отсутствие централизованной государственной программы модернизации, украинские города вместе с производителями проявили высокую клиентоориентированность. Они ориентировались не только на технические требования, но и на комфорт и безопасность пользователей:
- Таймеры обратного отсчета появились на светофорах уже в середине 2010-х годов раньше, чем во многих европейских городах, где подобные решения появились только с новыми грантовыми проектами.
- ПЗС также не были скопированы — украинские разработчики создавали более практичные устройства, протестированные в реальных городских условиях.
- Стандарты адаптировались не формально, а с использованием исследований института TNO (Нидерланды) для достижения оптимальной световой интенсивности и четкой видимости сигналов на наших дорогах.
Украина не только гармонизировала нормативную базу со странами ЕС, но и сделала это с опережением в некоторых аспектах благодаря сотрудничеству между производителями, муниципалитетами и разработчиками стандартов. Это пример, когда адаптация не означает копирования, а результат лучше и удобнее для людей.
Покупайте светофоры и технические средства управления дорожным движением в Компании СЭА!
Похожие новости

Войдите или зарегистрируйтесь